Интересное оформление лэпбука про огород
Лэпбук на огородную тематику можно изготовить уже для малышей младшей группы, ведь они уже проявляют живой интерес к огороду на окне, который создаёт воспитатель. Конечно, в информационном плане такое пособие будет совсем простым, состоять главным образом из картинок (минимум текста).
Многие воспитанники младшей группы проявляют живой интерес к огороду на окне — уже в этом возрасте можно предлагать малышам лэпбук на эту тему
По мере взросления детей рукотворная книга будет наполняться новой информацией, а уже имеющиеся сведения — усложняться.
Овощи на карточках вполне могут нарисовать сами дети в старшей и подготовительной группе
В целом лэпбук на огородную тематику решает следующие задачи:
- Закрепляет знания о процессе выращивания овощных культур из семян.
- Обобщает знания о необходимости для растений влаги, света, тепла.
- Помогает формировать у детей трудовые умения и навыки.
- Развивает познавательный интерес, творческие способности.
- Воспитывает бережное отношение к растениям.
Лэпбук на тему «Огород на окне» можно наполнить разнообразной информацией. Возможные блоки:
- Картотека овощей (для младшей и средней группы). Это картинки с подписью (названием овощной культуры).
Картинки можно использовать в том числе как ответы к загадкам про овощи
- Интересные сведения, факты об овощах, которые дополняют картинку (своего рода мини-справочник). Это уже вариант для старшего дошкольного возраста. Например, про помидор можно рассказать, что он родом из Америки, где его возделывали индейцы уже в V веке до н. э. По окраске этот овощ бывает не только красным, а разных оттенков: от жёлтого до бурого. Самый большой помидор в мире весил около 2 кг. Едят томаты свежими, маринованными, в составе горячих блюд. В том же ключе можно рассказать и про другие овощные культуры.
Каждая карточка содержит изображение овоща и краткую интересную информацию о нём
- Стадии развития растений (начиная со средней группы). Это схемы и рисунки этапов развития разных овощных культур от семечка до взрослого растения с плодами. Кстати, такие стадии роста можно представить в виде фотоальбома.
Нужно взять несколько растений, хорошо известных детям, в том числе те, что растут на мини-огороде в группе
- Картинка, изображающая строение растения и функции каждой его части (уже с младшей группы). Можно представить её как разрезной рисунок.
Под каждой частью растения находится её описание
- Как ухаживать за растениями. В младшей и средней группе это будут просто общие картинки (что нужно растения для роста — почва, солнечный свет и вода), в старшей и подготовительной — более подробная информация по каждой овощной культуре. Здесь можно воспользоваться советами по выращиванию именно наших травок и цветочков, которые напечатаны на упаковке с семенами: когда рассаживать, надо ли подвязывать, как часто и чем удобрять.
Хорошая идея — переписать в книжечку советы с упаковок семян
- Паспорт растения (для старшей и подготовительной группы). Это карточки, на которых изображено растение, а внизу указаны сведения о нём по плану:
- название;
- семейство;
- любит ли свет;
- любит ли влагу;
- высота;
- как опыляется;
- сколько живёт.
Информацию для паспортов можно опять-таки взять с упаковок с семенами
- Как сажать растение. Это может быть картинка-схема или карточки.
Карточки отражают ключевые этапки посадки растения
- Образцы семян разных растений, посаженных на мини-огороде.
- Календарь роста растений (для старших дошкольников). Здесь ребята будут вместе с воспитателем фиксировать результаты своих наблюдений: когда посадили растение, когда оно зацвело, принесло первые плоды.
Календарь роста позволит детям фиксировать свои наблюдения за растениями
- Витамины и растения, в которых они содержатся (для старших дошкольников). Это будет подборка картинок.
Нарисовать красочные картинки могут и сами дети, педагог только нарисует контуры простым карандашом
- Фотовыставка «Дети ухаживают за растениями». Это также уместно в старшем возрасте, где дошкольники активно участвуют в процессе посадки и ухода за огородными культурами.
Дошкольники обычно любят разглядывать свои фотографии, поэтому их можно поместить в лэпбук
- Загадки об овощах (подборка ниже).
Загадки для малышей должны быть короткими и простыми, для старшего возраста — уже более замысловатыми
- Стихи об огороде и огородных растениях («Поэзия на грядке»). Они могут быть весёлыми, шуточными (подборка ниже).
Стихотворения должны быть небольшими, можно взять шуточные
- Поговорки об овощах (подборка ниже).
- Картинки для раскрашивания с изображением овощей.
Такие картинки будут актуальны в младшей и средней группе, поскольку овощи — простой объект для раскрашивания
- Кроссворд на огородную тематику (для подготовительной группы, многие дети в этом возрасте уже умеют читать и писать).
По горизонтали нужно вписать овощи, а по вертикали — фрукты
- Дидактические игры на огородную тематику («Четвёртый лишний», «Вершки и корешки», «Готовим борщ и компот» и пр.).
- Что за овощ интересный?
Говорят, что он полезный,
Между листьями укрылся,
На земле он развалился.
Повернулся на бочок —
Это длинный… (кабачок) - В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает… (баклажан) - Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … (капуста) - И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … (картошка) - Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый … (помидор) - Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая … (морковка) - Вот зелёный молодец.
Он зовётся … (огурец) - В огороде вырастала,
Под дождями мокла,
Созревала-созревала
И созрела … (свёкла)
- Думаю, из овощей
Лучше всех картошка.
Без неё не сваришь щей,
Не поешь окрошки. - У меня есть друг,
Он — от семи недуг!
Это — вкусный и полезный,
Жёлто-золотистый лук! - У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород. - Я длинный и зелёный,
То свежий, то солёный,
Расту я в огороде,
Любим во всём народе,
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец. - Свёкла для борща сгодится,
Покраснела, как девица,
Без неё и винегрет
Не получишь на обед. - Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Да тон супу аромат,
Станет суп вкусней стократ! - Вот нарядная редиска,
Но сидит она не близко.
Виден лишь зелёный хвостик,
Приходи редиска в гости. - Словно в сложенных ладошках,
Ловко спрятаны горошки!
Не похож на сундучок
Наш гороховый стручок.
- Каждому овощу своё время.
- Картошка — хлебу присошка.
- Лук с чесноком — родные братья.
- Лук от семи недуг.
- Морковь прибавляет кровь.
- Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа.
- Голодному Федоту и репка в охоту.
- Зелень на столе — здоровье на сто лет.
Предлагаем ознакомиться Маленький огород в квартире
Тема лэпбука предполагает оригинально, красочно его оформить. Прежде всего воспитателю нужно придумать интересное название для пособия, варианты могут быть такими:
- «Огород без хлопот»;
- «Во саду ли, в огороде»;
- «Наш огород»;
- «Юные огородники».
На обложке можно поместить изображения забавных овощей, например, представить их антропоморфными существами, с лицами и в одежде.
Забавная картинка на обложке сразу привлечёт детское внимание
Замечательная идея — украсить обложку объёмными аппликативными элементами (цветочками, бабочками — тематика к этому располагает).
Объёмная аппликация придаст обложке особое очарование
Как всегда, интересно смотрятся распашные обложки.
В сложенном виде обложка составляет цельную картинку
Что касается внутреннего оформления лэпбука, то педагогу следует использовать больше необычных элементов, например, вращающиеся круги. Таким способом можно отразить жизненный цикл растений.
Вращая верхний круг с прорезью, ребёнок вместе с растением пройдёт его жизненный цикл
Интересная деталь — конверт-раскладушка. Например, сверху будет надпись «Что нужно растениям для роста», а внутри нужно нарисовать все эти факторы.
Картинки внутри конвертика будет отличаться для младшего и сстаршего возраста (добавляются витамины и минералы, которые содержатся в удобрениях
В лэпбук следует включать ленты-раскладушки — они всегда очень нравятся детям.
Лента может отражать фотографии со стадиями роста определённого растения
Предлагаем ознакомиться Салат Козел в огороде: 7 домашних вкусных рецептов
Лэпбук «Огород на подоконнике» — увлекательное пособие, которое можно использовать в различных ситуациях. Это незаменимый иллюстративный материал на занятиях по познанию окружающего мира (в старшей и подготовительной группе отсюда можно брать интересные факты об овощах), а также масса идей для индивидуальной работы с детьми (в том числе дидактические игры):
- Пазлы на тему «Овощи». Для каждой группы воспитатель готовит разрезные картинки с разным количеством элементов (например, в младшем возрасте достаточно четыре детали).
Конечно, в каждом возрасте будет своё число элементов
- Овощные заплатки (младшая группа). Задача малышей — подобрать к каждому овощу свой недостающий элемент (поставить «заплатку»). В результате дети развивают внимание, мелкую моторику, координацию движений.
Игра «Овощные заплатки» будет развивать мелкую моторику, координацию движений малышей
- Д/и «Один-много» (младшая и средняя группа). На примере овощей дошкольники закрепляют математические понятия.
На примере овощей малыши могут закреплять математические понятия
- Д/и «Четвёртый лишний». Ребёнку предлагаются карточки, на каждой из них одно изображение лишнее. Например, это три овоща и один фрукт или три овоща, у которых употребляют в пищу корнеплоды и один, у которого едят «вершки»). Игра учит детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе обобщения.
Игра развивает логическое мышление детей
- Д/и «Вершки-корешки». Ребята закрепляют знания о том, что у каждого овощного растения есть съедобная и несъедобная часть.
- Д/и «Разложи по тарелочкам фрукты и овощи» (средняя группа). Цель — закрепить представление об овощах и фруктах.
Предлагать такую игру можно уже в младшей группе
- Д/и «Помоги маме сварить борщ и компот». Это более усложнённый вариант предыдущей игры».
Игра учит детей классифицировать фрукты и овощи по их предназначению
- Словесная игра «Опиши овощ» (Старший дошкольный возраст). По картинке-схеме ребята учатся описывать конкретный овощи с помощью зрительных, вкусовых, обонятельных анализаторов.
Игра во многом направлена на развитие речи — учит детей описывать овощи с помощью зрительных, вкусовых и других анализаторов
- Овощной театр (старший возраст). С помощью забавных картонных фигурок дошкольники могут разыгрывать мини-сценки из жизни овощей (сами придумывают сюжет или его подсказывает воспитатель).
В лэпбук можно поместить мини-театр «Овощи»
Дети занимаются с лэпбуком с удовольствием — это интереснее, чем просто разглядывать картинки или взять дидактическую игру с полки